Вернуться на предыдущую страницу

Минфин запустит «таможенное метро» с автоматической маршрутизацией деклараций»

Новая система начнет работать с 1 декабря 2025 года

С 1 декабря 2025 года ФТС перейдет к полностью автоматизированному, «безлюдному» распределению электронных деклараций на товары (ДТ) между таможенными постами с помощью системы ЕАИС ТО. Это следует из приказа Минфина №45н (ист.).


Приказ утверждает технический регламент, исключающий ручной труд при распределении ДТ. Решение о направлении декларации больше не будет зависеть от субъективной оценки инспектора. Весь процесс, от подачи до попадания на конкретный пост, будет осуществляться алгоритмами. Это ускоряет начальную стадию таможенного оформления и дает декларантам более предсказуемые сроки прохождения этапов. Данный порядок также формирует фундамент для внедрения более сложных автоматизированных процедур, включая автоматический выпуск товаров.

Документ четко закрепляет полномочия по регистрации ДТ за таможенными постами, включая Центры электронного декларирования (ЦЭД). Критически важный для логистических операторов раздел приказа детально прописывает исключения из общего правила. Целый ряд категорий товаров и деклараций не будет попадать в ЦЭД и будет обрабатываться специализированными таможенными постами. К ним относятся: документы, используемые вместо ДТ; все бумажные декларации; транзитные декларации; пассажирские декларации на товары для личного пользования; экспресс-грузы; декларации на транспортные средства; воинские грузы; международные почтовые отправления; а также карнеты АТА для временного ввоза товаров. Для участников ВЭД это означает, что грузы, подпадающие под эти категории, будут оформляться в особом порядке, и их маршрут и сроки могут существенно отличаться.

Отдельно определен перечень товаров, которые должны декларироваться в строго определенных таможенных органах, даже в электронном виде. Это товары, связанные с высокими рисками или особыми режимами. Их оформление централизовано для усиленного контроля. В эту категорию входят: продукция военного назначения; товары для реэкспорта; товары, помещаемые под процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада на территориях особых экономических зон (ОЭЗ), такие посты закреплены за Калининградской областью, Владивостоком, Арктической зоной; товары в рамках проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», которые закреплены за Владивостокским ЦЭД; товары для инновационного центра «Сколково», которые обрабатываются в Центральном ЦЭД; товары оборонно-промышленной кооперации и медицинские товары; многокомпонентные товары; припасы для снабжения судов и самолетов; а также товары, перемещаемые из или в Абхазию и Южную Осетию.

Ядро реформы – алгоритм автоматического распределения ДТ в системе ЕАИС ТО. Его работа построена по принципу «воронки». Сначала система проверяет, не относится ли товар к категории исключительной компетенции. Если нет, система анализирует вид транспорта и пункт пропуска. Например, для морских грузов ввоз или вывоз через Северо-Западное таможенное управление означает направление в Балтийский ЦЭД в Санкт-Петербурге, через Южное – в Новороссийский ЦЭД, через Дальневосточное – во Владивостокский ЦЭД. Воздушные грузы через аэропорты Москвы направляются в Авиационный ЦЭД Шереметьевской таможни.

Если и эти критерии неприменимы, система распределяет декларацию по месту налоговой регистрации декларанта. Российские компании получат направление в ЦЭД своего федерального округа, а для иностранных лиц ДТ пойдет в ЦЭД того таможенного управления, на территории которого находится товар. Завершающий шаг – балансировка нагрузки. Система в реальном времени анализирует загруженность инспекторов, техническую исправность и рабочее время целевого поста. При превышении нагрузки или возникновении сбоев ЕАИС ТО автоматически перенаправит декларацию на заранее предопределенный пост-дублер, что предотвращает простои и создает эффект бесшовного оформления.

Ранее Федеральная таможенная служба России утвердила новые требования к оснащению складов временного хранения досмотровой рентгеновской техникой. Приказ ФТС №659 конкретизирует типы необходимого оборудования, критерии его обязательного наличия и количество в зависимости от вида транспорта, используемого для перевозки товаров. Документ вступает в силу с 24 сентября 2025 года.

Источник
Выпуск 18
Сентябрь 2025
Все самое важное из мира логистики и ВЭД Выпуск 18
Подписывайтесь на наш Дайджест, чтобы быть в курсе событий в мире логистики!
Подписываясь на новости, я принимаю условия соглашения